Сложное предложение - это предложение с двумя или несколькими предикативными основами, причем простые предложения в составе сложного образуют смысловое и интонационное целое.
По способу соединения простых предложений сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные. Союзные предложения делятся на сложносочинённые (предложения связаны сочинительными союзами, и сочинительной связью) и сложноподчинённые (предложения связаны подчинительными союзами или относительными словами и подчинительной связью). Связь в бессоюзных сложных предложениях называется бессоюзной, она не связана ни с подчинением, ни с сочинением). Сравните,
Я пришёл домой, мама уже спала, (бессоюзное сложное предложение)
Я пришёл домой, а мама уже спала, (сложносочиненное предложение)
Когда я пришел домой, мама уже спала, (сложноподчиненное предложение)
51. Сложносочинённое предложение - это сложное предложение, части которого связаны между собой сочинительными союзами и сочинительной связью. Эта связь придаёт простым предложениям в составе сложного относительную синтаксическую самостоятельность: [Родители поехали на юг], а [дети остались с бабушкой].
52. Бессоюзные сложные предложения это сложные предложения, части которого связаны между собой по смыслу, интонационно и порядком расположения. Бессоюзные сложные предложения распадаются на две группы:
бессоюзные предложения, которые по значению приближаются к сложносочинённым предложениям (сходство из-за наличия между чатями и в тех, и в других предложениях сопоставления, пояснения и т.д.): ср., [Я пошел домой], а [она - в кино]. - [Я пошел домой], [она - в кино]),
бессоюзные предложения, которые по своему значению лриближакпся к аюжнолодчиненньшпредложвни-ям (сходство из-за наличия и в тех, и в других предложениях объектных, определительных, обстоятельственных отношений между частями): ср., [Я понял], (что она мне не рада). - [Я понял]: [она мне не рада].
53. Сложноподчинённые предложения - это сложные предложение, части которого связаны подчинительными союзами или относительными словами и подчинительной связью. В сложноподчинённых предложениях одно простое предложение (придаточное) зависит от другого (главного). От главного предложения к придаточному можно задать вопрос. Например, Он сказал (что он сказал?), что придёт поздно.
Виды придаточных предложений:
определительные (относятся к члену предложения, который выражен именем существительным или субстантивированным словом, отвечает на вопросы который? какой? и присоединяется при помощи союзных слов который, чей, какой, когда, где, куда и т.д.): [С улицы, (которая была полна народу), доносился чей-то крик]. [То место, (где мы отдыхали), очень красивое];
изъяснительные (или дополнительные) (отвечают на вопросы косвенных падежей, относятся к такому члену главного предложения, чей смысл надо разъяснить или дополнить, без придаточных изъяснительных такие сложные предложения были бы незаконченными и непонятными): [Бабушка попросила], [чтобы я купил лекарства];
времени (в них указывается на действие, соотносительное по времени с действием в главном предложений, отвечают на вопросы когда? как долго? с какого времени? и т.д.): (Когда я вернулся домой), [сестра уже делала уроки];
места (указывают на место, где происходит действие, о котором говорится в главном предложении, присоединяются к главному предложению при помощи союзных слов где, куда, откуда и отвечают на вопросы где? куда? откуда? и т.д.): [Через столько лет он вернулся туда], (где провёл свою юность);
образа действия (указывают на образ или способ выполнения действия, о котором говорится в главном предложении, присоединяются к главному предложению с помощью союзов как, что и т.д. и отвечают на вопросы как? каким образом?): [Надо было всё сделать таким образом], (чтобы мама ничего не узнала);
меры и степени (указывают на степень качества, о котором говорится в главном предложении, присоединяются к главному предложению при помощи союзов что, насколько и т.д. и отвечают на вопросы на сколько? до какой степени?): [Солнце светило так ярко], (что мне пришлось зажмуриться);
причины (указывают на причину того, о чём говорится в главном предложении, присоединяются к главному предложению при помощи союзов потому что, из-за того что, благодаря тому что и т.д. и отвечают на вопросы почему? отчего? по какой причине?): [Я не пошёл вчера в школу], (так как было очень холодно);
цели (указывают на цель того, о чём говорится в главном предложении, присоединяются к главному предложению при помощи союзов чтобы, для того чтобы и тд. и отвечают на вопросы зачем? для чего?);
-условные (указывают на условие, при котором совершается действие, описанное в главном предложении, к главному предложению присоединяются при помощи союзов если, когда, коли и т.д. и отвечают на вопрос при каком условии?): [Я тебе там эту книгу], (если ты пообещаешь вернуть ев через неделю);
сравнительные (поясняют то, о чём говорится в главном предложении путем сравнения, к главному предложению присоединяются при помощи союзов как, будто, как будто и т.д.): [Мы втроём начали беседовать], (как будто век были знакомы);
уступительные (указывают на условия, вопреки которым совершается действие, о котором говорится в главном предложении, присоединяются к главному предложению при помощи союзов хотя, несмотря на то что и т.д.): (Хотя он был еще очень юным), [он рассуждал очень разумно];
следствия (указывают на следствие, которое вытекает из главного предложения, присоединяются при помощи союза так что): [Уже поздно], (так что пойдем домой);
присоединительные (поясняют то, о чём говорится в главном предложении, присоединяются к главному предложению при помощи союзных слов что, где, когда и т.д.): [Её не было дома], (что бывало нечасто).
Иногда в составе сложноподчинённого предложения бывает несколько придаточных, которые могут находиться как в сочинительной связи, то есть относиться к одному и тому члену в главном предложении-быть однородными (Он рассказал мне, какой отдохнул летом и что планирует делать зимой.), так и в подчинительной связи, то есть одно придаточное является для другого придаточного предложения главным - находится в последовательной подчиненности (Я увидел, что кто-то вышел из дома, в котором. как говорили, уже десять лет не горел свет).
Сложные предложения с рваными видами связи называются сложными синтаксическими целыми, или периодом.
54. Синтаксические синонимы - это параллельные синтаксические конструкции, соотносимые по построению и близкие по значению. Синтаксические синонимы различаются по смыслу или стилистически. Параллельными синтаксическими конструкциями являются:
сложноподчиненное предложение с придаточным определительным и простое предложение, осложненное распространенным определение, выраженным причастным оборотом (ср., Девочка, которая сидит за соседнее партой, - моя подруга. - Девочка, сидящая за соседней партой, - моя подруга.);
сложноподчиненное предложение с придаточным цели, времени, уступки или условия и простое предложение, осложненное распространенным обстоятельством, выраженным причастным оборотом (ср., Когда он обедал, он читал. - Обедая, он читал.);
сложноподчиненные предложения и сложносочиненные предложения (ср.. Когда я пришел домой, мама уже спала. - Я пришел домой, а мама уже спала.);
бессоюзные сложные предложения и союзные сложные предложения (ср., Я понял: она не прочитала моё письмо. - я понял, что она не прочитала мое письмо.).
55. Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь.
Чужая речь, то есть высказывание других лиц, может передаваться прямой и косвенной речью.
Прямая речь - это дословная передача чужрп" высказывания, сопровождаемая словами автора. В прямой речи высказывание сохраняет свои лексические, синтаксические и стилистические особенности. Прямая речь самостоятельна, она связана со словами автора только по смыслу и интонационно. Например, Он сказал: "Завтра выезжаем рано утором".
Косвенная речь - это способ передачи чужой речи, при котором воспроизводится только содержание высказывания, без сохранения его лексических, синтаксических и стилистических особенностей; высказывание изменяется в зависимости от контекста и целей автора. Синтаксически косвенная речь представляет собой сложноподчиненное предложение, где в главном предложении передаются слова автора, а в придаточном - само высказывание. Например, Он сказал, что завтра мы выезжаем рано утором.
Если при передачи чужой слов в прямой речи обращения, междометия, вводные слова сохраняются, то в косвенной речи они опускаются. (Ср.: "Алена, подойди сюда!" - крикнул он. - Он крикнут Алене, чтобы она подошла к нему.)